Чеслав Милош
Должен признаться, что, к стыду своему, почти не знал Чеслава Милоша. Нет, читал, конечно, что-то его, что-то о нем, в основном у Бродского, который Милоша высоко ценил и переводил. Но вот взялся за «Азбуку» и не могу оторваться. Это не только путешествие во времени, но и в пространстве: Варшава, Париж, Сан-Франциско… но, прежде всего, – Вильно(Вильнюс). Для Милоша Вильно – родной город. А для меня, особенно в студенчестве, Вильнюс был Парижем, каким я его представлял. Но романтический флер от Парижа рассеялся, а Вильнюс остался навсегда.
«Вильно обладает поразительной, не поддающейся рациональному объяснению особенностью, какой-то магией, благодаря которой люди влюбляются в этот город, словно в живое существо. На протяжении более чем двух столетий множество художников и графиков обращалось к теме архитектуры и видов Вильно. Дрема собрал эти произведения кисти и резца в прославляющий прошлое города альбом «Dinges Vilnius», то есть «Исчезнувший Вильнюс», изданный в 1991 году тиражом сорок тысяч экземпляров. Это — насчитывающая четыреста страниц иллюстрированная история Виленской архитектуры со старыми картами и такой прекрасной колористикой, что книга ничем не напоминает бесчисленные альбомы, напечатанные на мелованной бумаге. Вильно изображали поляки, литовцы, евреи и русские, причем среди последних были истинные ценители, как Трутнев во второй половине девятнадцатого века».
Фото Ольги Морозовой, Минск. Специально для журнала «Флорида-RUS».