Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.
У меня сохранилась небольшая коллекция моделей парусных кораблей. Их всего девять. Но они для меня ценны тем, что на каждом из этих кораблей в разные годы мне доводилось бывать.
За многие десятилетия моего хождения по морям и океанам, не было порта, в котором я не интересовался, сохранились ли на плаву или в доках старинные парусные корабли. И если такие были, непременно посещал их.
И хотя парусная эпоха закончилась в прошлом столетии, если бы не детская любовь к парусу, вряд ли бы я стал мореходом.
Каждая специальность, каждая профессия имеет свою историю. Это основа цивилизации. Но профессионализм – высшая степень владения избранной специальностью, умение в ней ориентироваться, это учеба без конца. Иначе ты просто ремесленник. Представьте себе учителя истории, который рассказывает вам о древнем Египте – все в общих чертах и большее от него и не требуется. Но если вы желаете подробности, нужно обратиться к египтологу, который кроме истории еще и археолог, и разбирается в иероглифах.
Несколько лет назад я был у своего приятеля, прекрасного зубного врача, и увидел у него в руках миниатюрную скоростную дрель. Я спросил его, видел ли он дрели старого образца и кто их изобрел? «А зачем – ответил он, – крутится и приносит мне «тугрики», может мне еще знать какие были зубы у неандертальца?» – «Почему бы нет, – сказал я, – надо знать историю своей профессии». Он приподнял очки и посмотрел на меня, как на инопланетянина. А я не стал его убеждать, что не входя досконально во все тонкости своего дела, не станешь профессионалом.
Все мы знаем, что основные географические открытия сделаны в эпоху парусного флота. Помним имена великих мореплавателей – Магеллана, Колумба, Кука, Коцебу, Вилькицкого и других. Но мы ничего не знаем об их кораблях. А ведь без них никаких открытий и не было бы. Поэтому я хочу кратко рассказать о тех парусных кораблях, которые я посетил и храню их модели, как драгоценные реликвии ушедшей парусной эпохи моей жизни.
Каждый парусный корабль – это произведение искусства. В его строительстве участвует примерно 150 профессий. Корабли, как и люди, рождаются, имеют свои судьбы, свою биографию. Итак, начну, пожалуй с первого парусника из моей коллекции –«Катти Сарк». Вот что говорит о нем энциклопедия: « Cutty Sark — один из наиболее известных и единственный сохранившийся до XXI века чайный клипер. Был построен в 1869 году. С середины XX века является кораблём-музеем и находится в сухом доке Гринвича(Великобритания)».
Клипер был спроектирован по заказу капитана Джона Уиллиса.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». По одним сообщениям, Джон Уиллис назвал клипер по картине, изображающей летящую молодую ведьму в короткой ночной рубашке. По другой версии, капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» (англ. «Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован чей-то корабль. И тогда он выбрал название “Cutty-Sark “— прозвище молодой и привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер».
Корабль «Катти-Сарк» предназначался для перевозки чая из Шанхая в Ливерпуль. В то время популярны были гонки среди чайных клиперов, и тому, кто приплывет первым в качестве приза вручались большие премиальные. Порой эта сумма превосходила в несколько раз ту, которая выплачивалась второму и третьему приплывшему кораблю. Таким образом команды клиперов были заинтересованы материально, а торговцы от этого выигрывали в качестве товара. Ведь если плавание окажется непозволительно долгим, то чай потеряет свой первозданный аромат, а в худшем случае ещё и пропитается запахами трюма самого парусника.
«Катти-Сарк» стала абсолютной рекордсменкой, пройдя от Шанхая до Ливерпуля за 22 суток. Больше того «Катти Сарк» получила самую счастливую судьбу из всех чайных клиперов. Корабль не потонул, не сгорел, не пропал без вести, зато, отслужив честную службу, стал памятником, был в 1954 году поставленна на вечную стоянку в сухой док Гринвича.
В честь клипера назван сорт виски с изображением судна на этикетке. Производитель его компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк».