Александр Росин
главный редактор
Разве можно по-настоящему оценить красоту мира,
если сомневаешься, имеет ли он право на существование?
Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира».
Для этого и 100 крон не жалко
1960-е. Чешская старушка приходит в сберкассу и спрашивает, можно ли открыть счет и положить на него 100 крон.
— Конечно, можно, — радушно отвечает служащий.
— Да, — говорит недоверчивая старушка, — а что будет с моими деньгами, если с вашей сберкассой что-нибудь случится?
— Ну, что с ней может случиться? — удивляется служащий. — Она ведь часть общенациональной финансовой системы.
— Так-то оно так, — продолжает старушка, — а если что-нибудь случится с финансовой системой?
— Не может этого быть! — уверяет ее служащий. — Нерушимость финансовой системы гарантирована нашим социалистическим государством.
— Извините, что я спрашиваю, — понижает голос старушка, — но вот как быть, если что-нибудь случится с нашим социалистическим государством?
— Это просто смешно! — восклицает служащий. — Наше государство является частью социалистического лагеря и защищено всей его экономической, политической и военной мощью.
— Я понимаю, что мой вопрос может показаться вам бестактным, — не успокаивается старушка, — но куда денутся мои деньги, если что-нибудь случится с этим самым лагерем?
— Как? Как с ним может что-нибудь случиться, — начинает раздражаться служащий, — если во главе стран социалистического лагеря стоит Советский Союз, великая мировая держава?
— Хорошо, — задумчиво говорит старушка. — А если что-нибудь случится с Советским Союзом?..
— И вам на это жалко сто крон?!
Из Фейсбука нашего авторa Ирины Павловой, Нью-Джерси-Майами.
Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS».
Без комментариев…
А вы верите в чудо? В конце блинной недели к нам зашёл вот этот симпатичный молодой человек 26-ти лет. Его зовут Алекс Д’Джамос. Он – американец, заканчивает юридический факультет Бостонского университета. Мой муж познакомился с ним 12 лет назад – когда программа “Намедни” делала репортаж о ломовском детском доме для инвалидов – и тогда он был русским Сашей Шульчевым, мальчиком, родившимся без ног и с деформированными руками.
Биологическая мать бросила его ещё в роддоме. А потом так случилось, что моя близкая подруга русская американка Наташа Шагинян-Нидэм, которая до людоедского закона Димы Яковлева занималась помощью в усыновлении детей-инвалидов, тоже познакомилась с Сашей и тоже, как мой муж, была потрясена его талантами. Без ног он сумел научиться танцевать брейк, он много читал, писал стихи, мечтал. Конечно, о том, чтобы у него выросли ноги. И Наташка решила собрать деньги и отправить тогда 16-летнего Сашку в Штаты. Мы все участвовали в сборе средств, а Наташа ещё сняла документальный фильм о Саше «На своих двоих» (поищите он есть в ютьюбе).
Что нас с Лёней всегда в этом мальчике потрясало? Какой-то невероятный оптимизм, вера в себя и сила воли. Вот мы с вами часто приходим в отчаяние, жалуемся, считаем себя несправедливо обиженными. Но хоть на минуту представьте себя на его месте. Знаете, что ждёт такого ребёнка-инвалида в нашей хорошей и доброй (как нам объясняют) стране? Когда он достигает 18-летнего возраста, его переводят в дом престарелых инвалидов – вот и вся жизнь!
Короче, в ужасной и жестокой Америке Сашке сделали операцию. Теперь у него самые современные протезы, и он не только научился кататься на горных лыжах, но взошёл на Килиманджаро. А самое главное – он нашёл семью, где его полюбили, как собственного сына. Он блестяще закончил школу и вот уже без пяти минут адвокат. Почти каждый год приезжает в Россию, чтобы навестить друзей, которым не удалось вырваться. Он писал Путину с просьбой отменить бесчеловечный закон, лишающий детей-инвалидов последнего в жизни шанса. Но куда там …. Наташа и Саша были у нас до поздней ночи. Даже страшно представить, что с ним могло бы случиться. Чудеса случаются, если их делать своими руками.
Из Фейсбука Елены Чекаловой.
Кино нам только снится!
Сподобился, посмотрел еще одну оскароносную кинокартину. Называется “Форма воды”(The Shape of Water). И скажу я голливудским академикам-воротилам словами известного персонажа Аркадия Исааковича Райкина: “Ну и дураки же вы все!”
Потому что вышедшая в прокат в 1965 году кинокартина “Человек-амфибия” хоть и гораздо короче, зато в ней есть красавица Анастасия Вертинская, обаятельнейший злодей Михаил Казаков, гениальная музыка Андрея Петрова и настоящая деревянная шхуна.
И еще в “амфибии” есть романтика моря и романтика молодости. А в “Форме воды” вечное нравоучение голливудских леваков, спертое у неумного Карамзина, что и крестьянка любить умеет, а черные( геи, морские чудовища и даже русские ученые) – тоже люди. Скука и сортирная антисанитария.
Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS».
Радха Кришна бхай-бхай!
В моем детстве ходила знаменитая фраза: “Хинди-руси – бхай-бхай!”. означавшая нерушимую дружбу между СССР и Индией. А на днях я выяснил из Всемирной сети Интернет, что все не так просто, и что санскрит произошел от древнеславянского языка. Таким образом, связи между Россией и Индией не придуманы большевиками, а имеют тысячелетнюю историю! А вот и иллюстрация.
Из Фейсбука поэта Бахыта Кенжеева.
Признание в любви
Этот замечательный снимок Фаины Георгиевны и Марины Неёловой сделал журналист Юрий Рост примерно в конце 1970-х.
Вот что вспоминает сам Юрий Рост: “Я попросил Серёжу Юрского походатайствовать, чтобы Фаина Георгиевна, которой было за 80, пустила меня поснимать карточки. Юрский договорился и велел мне звонить. Несколько раз Раневская отказывалась. Но однажды сказала: “Вы знаете Неёлову? Берите её и приходите”.
А вот что говорит сама Марина Неёлова: “Всё было совсем не так, ты ничего не помнишь, Юра. Фаина Георгиевна увидела по телевизору отрывок спектакля “Спешите делать добро”, позвонила администратору в театр и попросила мой телефон. “Мы посторонним телефон не даём”, – сказал он. Услышав это, я чуть не упала в обморок. Год мы работали в одном Театре имени Моссовета, я её обожала, но не решалась к ней подойти. Что сказать? “Я вас люблю?”. Глупо. Нахожу телефон и звоню ей извиняться. Слышу запинающийся голос и замечательные слова в свой адрес. Я была счастлива и пригласила её на спектакль.
– Я не могу оставить своего Мальчика (прим. пёсик Раневской).
– Можно тогда я приду к вам домой и сыграю спектакль?
– Можно.
– Ничего, если мы придём с моим другом-журналистом, он мог бы нас сфотографировать?
– Ни в коем случае! Я этих тварей терпеть не могу.
– Он написал про овчарку, которая ждала два года хозяина в аэропорту Внуково.
– Приезжайте с ним ко мне в Большой Палашевский.”
Из Фейсбука Ольги Оатул.
Еще раз про любовь
В 6-м и 7-м классах я ездил на автобусе из Дагомыса в Сочи. В цирк. Чтобы попасть туда без билета, занять место на прожекторе(его называли «пушка»), надо было драться с другими пацанами. И я дрался, и попадал. На все три представления в субботу. И на три – в воскресенье. Потом уже Витька, главный осветитель, знал меня, и отстаивать место не нужно было, я стал своим.
Но все равно, когда я видел номер Гаджикурбановых, так волновался, что забывал о прожекторе.
Их было семь потрясающе красивых сестер. И во всех я был влюблен.
А еще я был влюблен в девушку из номера вольтижеров в армянском коллективе. Мне казалось, что она тоже посматривает в сторону «пушки», за которой я сидел. Хотя, конечно, мне это только казалось, ведь она была уже совсем взрослой, после циркового училища.
А еще были эквилибристы на моноцикле Любовь Орлова и Геннадий Карпи. И эта Любовь Орлова была такой… ну, как принцесса из сказки.
Сейчас вдруг вспомнил все это и подумал: неужели я был таким влюбчивым?
P.S. Спасибо Фейсбуку, именно оттуда узнал я о возвращении на манеж, вернее, на канат, одной из сестер Гаджикурбановых Фатимы. И вот – новая информация: еще одна сестра вернулась в номер – Алла(Айшат) Гаджикурбанова-Абакарова. Когда-то в книге «Волшебный круг манежа» я писал об Алле, о ее муже Ахмеде и об их дочери Мальвине.
С тех пор прошло тридцать лет. Ахмед умер, Алла ушла на пенсию, Мальвина стала воздушной гимнасткой, лучшей в своем жанре – лауреатом Международного фестиваля в Монте-Карло и обладателем(вместе с партнером Валерием Сычевым) высшей награды Золотого клоуна. И вот Фатима в Фейсбуке сообщает: «Моя сестра Алла вернулась в цирк! В Гомельском цирке мы восстанавливаем номер на канате. Алле 73 года, но она, как девочка, стоит верхней в колонне из трех!» А вы говорите, сказки не сбываются. Еще как сбываются!
«Я звоню из Свердловска!»
В большой коммуналке живет ветхая одинокая старушка, рассказывающая, что ее с каким-то Иваном Семеновичем не то из Омска, не то из Томска связывает великая любовь, но какие-то обстоятельства мешают им воссоединиться. Над ней уже насмешничают: что же, мол, ваш Иван Семенович не обнаруживается? И девушка, живущая в этой же квартире, очень за нее обижается.
Но вот старушка умирает, и девушка бежит на улицу, звонит в свою коммуналку из автомата и сквозь рыдания кричит: “Я звоню из Свердловска! Передайте Анне Павловне, что в Свердловске только что умер Иван Семенович!”
Давний рассказ Аллы Драбкиной.
Из Фейсбука Александра Мелихова.
С понедельника вдвоем с собакой…
В понедельник достала свой новый рассказ – про Тарханы, какими они были в октябре 81 г.
Пришла в голову безумная мысль почитать текст вслух, хотя бы собаке.
Текст – про осень, усадьбу Лермонтова, куда нас, двоих лауреатов конкурса поэзии, привезли в качестве приза (трио: второй обладатель этой премии, ей 29 лет, я, мне 19, сын второго обладателя премии – ему 9, т е всех нас разделяет 10 лет, и поездка получается неожиданно психологически интересной – в тексте хочу сказать), а кроме того, то, что доставляет удовольствие – заваленная листвой усадьба, понимание жизни поэта, и то, ради чего взялась писать собственно рассказ – встреча с охотниками в доме ключника, где нас оставили на чай и вообще уговаривали остаться ночевать, т.к. дорога тогда была старая и долгая, а автобус наш сломался.
И вот туда, на чай, пришли двое охотников с собакой – как раз был сезон охоты на пернатую дичь – мужчина лет 52-54 с изумительным красным сеттером и мужчина помоложе и попроще, лет 32-33. У обоих переметные сумы были набиты утками. Они, видимо, не впервые приходили в дом ключника к самовару – привычный жест, которым охотник передал уток, чтобы их приготовили. Я тогда влюбилась в красную собаку в тон осени (своих у меня тогда еще не было), так сильно, как только можно в юности влюбиться в живое существо.Все это фабула (реальные события, моя собственная жизнь), в рассказе немного по-другому.
Так вот, я сделала много кофе, усадила перед собой свою теперешнюю собаку и стала читать с листа.
Не было у меня еще такого прилежного и внимательного слушателя. Наш лабрадор, к тому же, комментирует все происходящее – у него для этого широкий диапазон одобрительных и неодобрительных подхмыкиваний и междометий; набор последних тоже очень широк – от ласкового поощрения до откровенной насмешки. А когда ему читаешь вслух (оказывается), он особенно горазд на комментарии.
Пока читала, поняла, где лишнее, и как вообще это все нужно переписать. Сказала своей собаке: ну, собака, теперь каждый день будем вместе читать с листа. Лабрадор и поверил, и вчера ждал , но мне уже было не до того. А у нашей собаки есть такое свойство характера: когда происходит что-то, что ему нравится, он уверен, что теперь так будет всегда. Придется почитать ему что-нибудь.
Из Фейсбука нашего автора Татьяны Гоголевич, Тольятти.
Фото автора.