Ирина Павлова,
член редколлегии газеты «Парус-FL»,
худрук майамского театра «Курортный бульвар».
В этом году так сложилось, что, проведя несколько долгих зимних месяцев в Нью Джерси, я не бывала в Манхэттене. Не хотелось, не было настроения, да и нужды особой тоже не было. А тут моя дочка Женечка посмотрела спектакль «Трилогия братьев Лиман», пришла в полный восторг и сказала, что мы все просто обязаны тоже его увидеть. Билетов в продаже не было, кроме как «с рук» за безумные $500 за билет. Но можно было попробовать на удачу приехать рано утром в кассу в надежде купить билет. И мы поехали, встав в пять, с тем, чтобы попасть в очередь не позже семи.
Утро выдалось туманное, со срывающимся мелким, совсем осенним дождичком, холодное до озноба в позвоночнике. И Гудзон, и весь Манхэттен был затянут сплошным серым перламутрово-жемчужным молоком, без малейшего проблеска уже взошедшего солнца.
Нам повезло, заняв очередь без десяти семь, мы явно попадали в первую десятку, имевшую шансы добыть драгоценные билеты. Очередь была довольно своеобразная и по-манхэттенски живописная. К моему удивлению, самые первые люди в ней были отлично снаряжены пластиковыми палатками и раскладными стульями для долгого стояния, вернее, сидения в очереди в любую погоду. Женщина, занявшая очередь первой, была похожа на молчаливого сфинкса, застывшего статуей из черного мрамора у лестницы в Армори Центр. А ее сосед, балагур и весельчак, с удовольствием болтал с девушкой, явно студенткой, занявшей очередь за ним. Моя склонная к справедливости дочь сказала мне назидательно: «Вот видишь, мама, как ошибочно может быть первое впечатление. Эти двое, что пришли сюда не позже пяти утра, совсем не похожи с первого взгляда на заядлых театралов, какими они являются, а скорее, на жителей одного из ближайших проджектов, домов для малообеспеченных. Нельзя судить по внешности!» Стоящий рядом с нами мужчина вуди-алленского вида, услышав русскую речь, заговорил с нами. Он оказался славистом, преподавателем университета. Показал книжку Достоевского на английском, которую захватил с собой. Мы разговорились, время пошло быстрее, а наши надежды получить билеты росли с каждым прибывающим после нас человеком.
Было все еще очень зябко, хотя солнце уже прогрело воздух и туман как-то вдруг рассеялся. Стало видно здание театра, очень отличающееся от бродвейских, старое, построенное в семидесятые годы позапрошлого века, огромное, с высокой лестницей, колонами и дубовыми дверями, ставшее театром только в 2007 году. Когда нам разрешили по очереди входить внутрь погреться и навестить туалет, можно было посмотреть прекрасную коллекцию портретов, дубовые панели стен, роспись потолка. Все это создавало хорошее настроение, несмотря на то, что кассы открывались только через несколько часов.
Согревшись внутри, мы решили по очереди побродить вокруг театра, чтобы размять ноги. Здание Армори Центра находится на перекрестке Парк Авеню и 66 улицы и занимает целый квартал. Оно было построено на деньги крупнейших предпринимателей того времени Вандербильтов, Рузвельтов, Стюартов и других в качестве клуба. Армори и до сих пор является непрофитной организацией, в здании проходят образовательные лекции, выставки, даже любительские спектакли. Жаль, что у нас в Майами никогда не было подобных спонсоров и меценатов.
Место, где расположен центр, удивительное. Буквально в конце здания находится перекресток Сахарова – Боннэр. Я не уверена, что такой есть в Москве… и интересно, что расположен этот перекресток вблизи постоянного представительства России в Нью-Йорке. Там же на перекрестке находится большая красивая синагога, построенная одновременно с Армори Центром. При входе в нее бронзовая табличка, увековечивающая борьбу за исход евреев из Советского Союза. Интересно, что еще одна бронзовая табличка в честь визита Папы Римского Бенедикта, который в Нью Йорке посетил именно эту синагогу. Я зашла внутрь и поднялась на женский этаж. Шла субботняя служба. В зале было много молодежи и родителей с детьми. Удивительно складывалось для меня это манхэттенское утро!
Когда я вернулась к театру, было уже десять часов. Из здания вышла милая молодая женщина, прошлась вдоль очереди и предупредила, что в продаже будет двадцать билетов, не более двух каждому стоящему в очереди, остальные могут попробовать купить билеты ближе к началу спектакля. Несмотря на то, что к этому моменту нас в очереди было не меньше сотни, почти никто не ушел. И тут стала понятна и отличная подготовленность к многочасовому стоянию в очереди, и неожиданная для меня любовь к театру пары, стоявшей в очереди первыми. Оказалось, что для них это работа, приходить на рассвете и покупать билеты. Но они не спекулянты, о, нет. Они работают в службе, правда, неофициального сервиса, имеют свои расценки, за первые несколько часов повыше, за следующие поменьше. Понятным стало и странное спокойствие женщины – она покупала билеты по предварительному заказу, и общительность мужчины, который начал раздавать свои бизнес-карточки и предлагать билеты, которые ему еще предстояло купить. Не знаю, нашел ли он покупателя среди стоящих за нами, билет у него получался порядка 150$, значительно дешевле, чем с рук.
Нам вынесли из здания скамейки, видимо, специально для этого и предназначенные, и сроднившиеся за время стояния очередники тесно уселись в ожидании, так что последние пару часов мы провели в полном комфорте.
Получив желаемое, мы отправились гулять по городу. Было уже тепло и солнечно. Мы забрели во двор Метрополитен музея, весь засаженный цветами. Мимо нас прошла компания в шотландских национальных костюмах, потом еще и еще. Мы решили, что в музей сегодня не пойдем, а посмотрим, не шотландский ли это парад. И не ошиблись! По закрытому для транспорта Бродвею шли, сменяя друг друга, кланы, одетые в юбки разных сочетаний цветов. Высокие, в общей массе очень красивые мужчины, крупные, под стать мужчинам, женщины. Оркестры, родители с детьми, люди на инвалидных колясках, все улыбающиеся. Отдельная колонна с шотландскими собаками разных пород. Шумно, красочно, ярко и радостно. И масса флагов – Шотландии, своего клана, и обязательно – флаг Америки. Очень чувствовалось, что участники парада, помня о своих корнях, горды и счастливы страной, где они живут. Какое чудесное продолжение получилось у этого дня!
А спектакль потряс. Сыгранный тремя артистами, без декораций (их строили сами артисты по ходу спектакля из простых офисных коробок), без смены костюмов. Великий спектакль, великая постановка. И тема… Потрясающая история трех братьев Леман, еврейских эмигрантов из Баварии, приехавших в Америку в 1844 году, и, начав с нуля, когда и сама Америка еще только начиналась, как свободная независимая страна, и создавших своим умом, потрясающей работоспособностью, интуицией и деловой хваткой целую империю. Они росли вместе со страной, и страна росла вместе с ними. Начав с оптовой торговли хлопком, они основали банк, участвовали в восстановлении Америки после гражданской войны, способствовали строительству железных дорог, вкладывали деньги в создание торговых бирж, авиации, кинематографа, производства сигарет, инвестиционных банков. Оставаясь и во втором поколении верующими евреем, один из братьев стал губернатором штата Нью Йорк. Этой успешной семье удалось счастливо пережить много кризисов, включая и Великую депрессию, до тех пор, пока они продолжали сами стоять у руля созданного ими экономического гиганта, помня о своих корнях. Все рухнуло, когда глобальные интересы для потомков двух поколений великой семьи стали важнее семейных. Коллапс компании Лиманс привел к обвалу всей американской экономики 2008 года.
Какой необычный день! Все, что в нем было, казалось знаковым. Помни о корнях своих, борись и не сдавайся, гордись своей великой страной, и успех придет, и все у нас получится.
Фото автора.